99799_p

У каждого человека есть места, где он особо чувствует Бога. Душа словно лицом к лицу встречается с Творцом. Это похоже на то, как Савл от явления ему Господа был ослеплен Божественным Светом. Несколько дней он не мог ни говорить, ни есть, и те, кто был с ним, вели его под руки. Так и здесь, в многострадальном Косово: такое чувство, что земля сближается с Небом настолько, что душа слышит звуки, запахи Горнего Царства. Открывается внутреннее знание, что есть другая жизнь, другие законы восприятия и ощущения окружающего мира. В душе от этого многое меняется. Как бы оглушенный от сильного потрясения, ты перешагиваешь внутри себя через какие-то пристрастия, ты словно переходишь на другой уровень. То, что тебя волновало еще пару дней назад, оказывается совершенно не важным, как будто это проживал другой человек, а не ты.

В Косово мы уже второй раз. Вообще, когда едешь туда, то всегда думаешь, что это последняя твоя поездка. Например, в прошлом году мы до последнего не были уверены, что сможем туда доехать. На ближайшей границе были устроены баррикады, и следовало ехать другой дорогой. Но внутри чувствовалась уверенность, что за молитвы святого Стефана Дечанского, батюшки и сестер мы все же будем у святыни. По всем обстоятельствам мы практически не имели шансов оказаться там. Мы позвонили игумену монастыря Высокие Дечаны отцу Савве, объяснили ситуацию, и, несмотря ни на что, он дал благословение на дорогу, и мы двинулись в объезд, через другую границу. Так что во всем нужна доля дерзновения. Так состоялось наше первое знакомство с древними косовскими обителями и их насельниками.

В этом году наша поездка в Косово имела конкретную цель — передать собранные пожертвования в женский монастырь Девич. Надо сказать, что акцию по сбору пожертвований в Косово наша обитель начала совместно с московским Сретенским монастырем. Именно благодаря их инициативе мы стали думать, как можно организовать помощь. На это мы получили благословение епископа Рашко-Призренского Феодосия и духовника нашего монастыря протоиерея Андрея Лемешонка.

Монастырю Девич за свою историю пришлось пережить многое, но, наверное, одним из самых тяжелых периодов был март 2004 года, когда толпа албанцев устроила погром, в результате которого почти весь монастырь был сожжен. И сейчас, когда обитель восстановлена, она нуждается в поддержке, так как находится в одном из самых опасных районов Косово. Итак, с Божией помощью, мы стали потихоньку собирать средства. Акция нашла большой отклик в сердцах людей. Это показало, что людям очень дорого и близко все, что происходит в Сербской Церкви. Они звонили, писали письма, говорили о своей поддержке сербскому народу. Каждый жертвовал столько, сколько мог.

И вот настал день, когда нам надо было ехать в Сербию. Впереди почти три дня пути: разные страны, люди, впечатления. По мере приближения к Сербии климат становился теплее, и мы не заметили, как попали в лето, хотя на дворе был конец октября. В Белграде нам предстояло провести целую неделю: наш монастырь участвовал в международной книжной выставке.

Примечательно то, что на этой выставке большое внимание оказывалось Косово и Метохии: проходили различные круглые столы, пресс-конференции. Был организован большой стенд Рашко-Призренской епархии. Благодаря этому нам удалось встретиться с владыкой Феодосием и лично обсудить с ним некоторые моменты нашей поездки в Косово. Особой радостью для нас было снова увидеться с игуменом и братией Дечанской обители. Именно благодаря их помощи нам суждено было во второй раз оказаться на святой косовской земле.

Быстро, словно один день, пролетела неделя. Жалко было расставаться с людьми, которые окружали нас все эти дни. Мы попрощались, чтобы ровно через год снова встретиться здесь, и отправились дальше. Самое главное было впереди — нам предстояло провести два дня в Косово.

День первый

Первый день, пожалуй, оказался самым напряженным и ответственным. Нам надо было как-то доехать до Косовской Митровицы, чтобы встретиться там с дечанцами и вместе с ними отправиться в женский монастырь Девич, куда мы везли пожертвования.

Косовская Митровица находится на территории современного Косово. Этот город разделен мостом через реку Ибар на две части: сербскую и албанскую. Это будто два государства, объединенные одним географическим названием, каждое из которых живет своей жизнью. С одной стороны — сербские триколоры, узнаваемые надписи на домах, православные храмы, а с другой — минареты мечетей, красные флаги с черным двуглавым орлом, — все чужое и не близкое… От одного только взгляда по ту сторону моста душу сковывает какой-то леденящий холод. Но среди этого холода и отчуждения есть островки благодати и чистоты, хранители веры — православные монастыри.

До Митровицы мы доехали на обычном рейсовом автобусе. Единственное, чем отличалась эта поездка от обычного междугородного маршрута, —переезд через границу, разделяющую Сербию и Республику Косово, а также находящиеся там миротворцы, внимательно изучающие всех проезжающих.

Мы, кстати, сразу попали в их поле зрения. В основном, на рейсовых автобусах ездят местные, и их лица миротворцы давно уже запомнили, а тут вдруг две инокини, да еще неизвестно откуда. Их удивление стало еще сильнее, когда они увидели наши паспорта: «Россия?! Белоруссия?! Как вы сюда попали? У вас есть приглашение?» По правде говоря, мы немножко растерялись от такой реакции. Но, слава Богу, это продолжалось недолго. Мы с уверенностью ответили, что для граждан России и Беларуси никаких приглашений не надо и вообще, нас уже давно ждут в Косовской Митровице дечанские монахи. После небольшой паузы и вопросительно-удивленного ответа «Да?!» миротворцы забрали наши паспорта и в скором времени вернули нам их в целости и сохранности.

В Митровице нас уже ждал отец Серапион. В монастыре он уже около 17 лет. Нужно немножко рассказать о нем. Отец Серапион пришел в Высокие Дечаны, когда ему было 24 года. Он один из немногих среди братии, кто имеет священный сан, поэтому одним из главных его послушаний является несение череды богослужений. А еще он трудится в иконописной мастерской монастыря — пишет замечательные иконы. Это была наша первая встреча с ним, но возникло ощущение, что мы уже давно друг друга знаем, и поэтому наше дальнейшее общение шло достаточно просто и естественно. Надо сказать, что отец Серапион оказался очень живым человеком, с тонким чувством юмора. Это помогало быть открытой в общении с ним, не иметь каких-то дистанций.

С отцом Серапионом были еще два брата. Мы сели в небольшой микроавтобус, или, как они говорят, «комби», и направились «по ту сторону». Проехав немного, остановились. Наш водитель быстро выскочил из машины и засуетился вокруг нее. Мы сначала не поняли, но потом догадались: он ставил косовские номера, так нужно здесь в целях безопасности. И вот, когда все условности были позади, наш «комби», «растворившись» в общем потоке местного транспорта, смело направился к монастырю Девич.

Когда мы подъезжали, даже не верилось, что вот то, к чему мы столько времени готовились и стремились, сейчас окажется совсем близко. Надо сказать, что монастырь находится в одном из самых опасных мест. В 2004 году во время мартовского погрома он был сожжен албанскими экстремистами. И сегодня матушки не чувствуют себя в безопасности, хотя и находятся под охраной косовской полиции. Поэтому ворота монастыря всегда держат закрытыми. Когда мы подъехали, нам открыли не сразу. Отцу Серапиону пришлось не раз звонить по телефону, чтобы сообщить о нашем приезде.

Ворота открыла матушка Анастасия. На ее лице были удивление, радость и одновременно тревога. Она пригласила нас войти. Она ничего не говорила, ничего не спрашивала, только смотрела в глаза и, честно сказать, от этого становилось как-то неловко. В голове мелькнула мысль: «Неужели так и должно быть?» Настолько неожиданной была наша встреча. Я, признаюсь, ожидала, что нам начнут задавать какие-то вопросы, выражать какие-то эмоции. А здесь просто глаза, смотрящие прямо в душу, и ни одного слова. Чтобы как-то эту ситуацию изменить, я стала рассказывать, кто мы, откуда приехали. Матушка улыбнулась и повела нас в храм.

В храме пахло ладаном, — там недавно закончилась Литургия, которую, кстати, совершал отец Серапион, перед тем как встретить нас в Митровице. Мы остановились посередине храма. Было чувство, что матушка чего-то от нас ожидала, хотя ничего о нас и о том, что мы собираем пожертвования для ее монастыря, она не знала. Я от волнения сразу же стала доставать из сумки конвертик: «Вот, мы хотим передать вашему монастырю небольшое пожертвование. Это деньги, которые давали люди». И знаете, она спокойно, без всяких эмоций, благодарностей взяла этот конверт. Как будто мы заранее с ней договорились и теперь встречаемся в назначенном месте и в назначенный час. Это было так удивительно! Ты ожидал, что человек будет благодарить, будет как-то выражать свои чувства, а здесь не было этого. И в этом усматривалось такое смирение — неподдельное… Такое может быть только у человека, который прошел большую школу смирения и скорбей, которые очистили его весь чувственный состав. И это неудивительно, ведь мать Анастасия за свою жизнь в монастыре (а она пришла сюда, когда ей было 12 лет) пережила очень многое. Одни только албанские погромы 2004 года сколько принесли потрясений и в духовном плане, и в физическом. Да и вообще каждый день в Косово для православного человека, а тем более серба, может оказаться последним. Поэтому такое постоянное напряжение и боль сердца за монастырь, за сестер, за косовскую землю наложило свой отпечаток. Этим объясняется и молчание, и тревога при нашей встрече.

И вот мы находимся в храме древнего сербского монастыря, у мощей прп. Иоанникия. Лично у меня возникло ощущение, что я уже здесь была: все казалось таким дорогим и близким. И святой как будто ждал нас: когда мы вышли из храма, то неожиданно сами по себе зазвонили колокола. Матушка растерялась, стала искать в кармане пульт, чтобы отключить звон (интересно, что у них колоколами на звоннице можно управлять дистанционно), но ничего не выходило. Она была встревожена, что они звонят, потому что это было днем и могло насторожить местное население. Тогда она пошла на «звонник» и пыталась «успокоить» колокола вручную. А для нас это было настоящим чудом! Мы радовались как дети. Матушка тоже стала улыбаться и говорить: «Что это с ними?» Вот так и произошло наше знакомство с монастырем Девич.

После храма матушка повела нас в корпус на так называемое «послужение». «Послужение», или угощение, — замечательная сербская традиция: когда приезжают гости, их приглашают в специальную комнату, или «салон», где предлагают сначала воду, чай, кофе, сок и что-нибудь сладкое. Во время «послужения» люди общаются, знакомятся. Так и здесь было. Мы оказались в просторной комнате. Матушка Анастасия усадила нас за большой стол. Нам предложили ароматный кофе и печенье. Признаться, у меня было желание побеседовать с матушкой, сделать небольшое интервью о том, как живут сестры. Но я сомневалась, что это получится, поэтому даже не настраивалась и не готовила заранее вопросы. Но когда мы сели, я просто стала спрашивать о том, как они живут, сколько сестер в монастыре, и незаметно мы начали говорить о том, что волнует нас самих. Наш разговор перешел в совершенно другое русло. Мы почувствовали, что можем спросить у матушки о каких-то своих внутренних вопросах. Меня удивило, с какой простотой и открытостью она отвечала нам. Во время беседы она предлагала нам покушать что-то более существенное, чем чай, но нам это уже было не так важно, главное, чтобы не оборвался наш разговор, чтобы успеть напитать душу живым духовным словом. Ведь матушка Анастасия с 12 лет в монастыре, и слово из ее опыта очень важно. Это большая редкость в наше время — встретить такого человека и пообщаться с ним. Нашу беседу удалось записать на диктофон, поэтому фрагменты ее мы сможем опубликовать на нашем сайте.

Мы не заметили, как пролетели полтора часа и следовало уже заканчивать нашу беседу, хотя матушка ради нас готова была еще жертвовать своим временем и вниманием. Пока мы спускались во двор, а потом еще раз прикладывались к мощам прп. Иоанникия, матушка Анастасия успела сбегать в церковную лавку и принести нам небольшие подарки. Это было так трогательно! Не хотелось нам расставаться, часть сердца оставалась здесь, но надо было ехать дальше, в Высокие Дечаны…

От монастыря Девич до Дечан часа полтора езды. Дороги в Косово не очень хорошие, чувствуется бесхозяйственность. Вообще, поражает отношение местных к окружающей среде: вдоль дорог мусор, мусор… Такое чувство, что порядок и чистота у них — это только там, где их дом, а все, что дальше, — это уже ничейное, поэтому всю грязь можно оставлять там. Спрашивается: «Ну если вы так боретесь за землю, то как объяснить такое отношение к земле, на которой сами же и живете? Получается, что вы противоречите своим же принципам». И как говорили нам братия, у албанцев нет религии как таковой, хотя и стоят, словно ракеты, минареты мечетей. Главная их цель — очистить землю от неверных и добиться этого любыми способами. Преград моральных для них не существует. И деньги… любой ценой…

Американские флаги висят повсюду заодно с албанскими, даже пришлось увидеть пару раз на улицах небольшие копии американской статуи свободы. Смотришь на все это и думаешь: «Чем живут эти люди? Какой у них внутренний мир? Какие мысли, если их жизнь не сопряжена с созиданием красоты?» Просто поразительно. И вот пока мы ехали до Дечан, подобные мысли сменяли одна другую. Я все пыталась понять, где мы едем, но это давалось с трудом, потому что было ощущение, что на всем протяжении дороги населенные пункты будто размазаны, нет четких границ, отделяющих одно село от другого. И еще, на что обращаешь внимание, когда едешь по Косово, — это кладбища. Они все небольшие, но их очень много. Вот как раз по ним и можно, наверное, отделять одно селение от другого. И еще вдоль дорог стоят памятники национальным «героям». Почти на каждом развеваются красные флаги с черным двуглавым орлом. В этом как бы символично проглядывается кровавый «подвиг» тех, кому установлены эти памятники.

Но вот на смену моим размышлениям пришла радость: за окном стали появляться монастырские поля… Еще немножко — и я увижу храм, монастырские стены… Не верится, что мы снова здесь… Даже миротворческие посты и солдаты со всей своей амуницией показались какими-то родными.

В монастыре нас уже ждали. Мы разместились в небольшой келье для гостей и первый раз ночевали в стенах монастыря. Это было незабываемо: выходишь из кельи — и перед глазами весь монастырь как на ладони: строгий Вознесенский храм, корпуса, колокольня, а за стенами — золотистые горы — хранители многовековых монастырских тайн. Именно там находились так называемые «испостницы», где подвизались дечанские иноки, желавшие тишины и сугубого молитвенного подвига.

После того как мы расположились в нашей уютной келье, нас пригласили на чай. И мы встретились с отцом Петром, с которым познакомились еще в прошлой поездке в Косово. До вечерни оставалось почти два часа, поэтому у нас было достаточно времени, чтобы поговорить с батюшкой и обсудить наши дальнейшие планы, даже немного отдохнуть перед службой. Здесь вечером служится вечерня с повечерием, а утром утреня в соединении с Божественной литургией.

Из кельи мы вышли под звук била. Создавалось впечатление, будто этот звук отсчитывал наши шаги, пока мы двигались к храму. И вот наши руки касаются старинных дверей, через которые прошло не одно поколение людей. Как только заходишь внутрь, тебя охватывает дыхание вечности: представьте, ведь здесь столько веков практически никогда не прерывалась молитва, такое чувство, что здесь все пахнет молитвой, она во всем: во фресках, в мраморных плитах полов, в старинном могучем хоросе.Сочность красок настенных росписей делает храм живым, объемным, хотя с внешней стороны он выглядит строгим и небольшим. Мы видим вокруг себя библейские сюжеты, строгие лики святых, удивительные орнаменты — все это потрясающее наследие великой Византии. Находясь среди такой красоты, душа, утомленная от современного разностилия, по-настоящему отдыхает, потому что во всем чувствует гармонию. В византийском искусстве как ни в каком другом все пропитано чистотой, гармонией, бесстрастностью. Это сильно действует на душу, настраивает ее на духовный лад, мысли собирает воедино и направляет их к горнему. Еще особую атмосферу создает то, что в храме для освещения используют не электричество, а свечи.

Служба пролетела незаметно. Братия потихоньку покидали храм. Мне очень понравилось, как они прикладывались к святыням: происходило это в определенной последовательности. Но как я ни пыталась ее запомнить, что-нибудь из этой последовательности обязательно нарушала. Со стороны это, наверное, выглядело достаточно неуклюже.

После службы отец Петр пригласил нас на вечерний чай. В Сербии обычно пьют травяные чаи, например, ромашку или мяту, и, конечно же, кофе. Мы выбрали ромашку: она хороша, как говорят сербы, «за смирение» — благоприятно влияет на нервную систему, успокаивает. А что еще нужно перед сном? И вот достаточно «смирившись», мы отправились в нашу келью отдыхать.

Утром вставалось как никогда легко. Нетерпелось скорее попасть в храм. «Вот так бы я в своем монастыре легко по утрам вставала и спешила на службы, — подумалось мне. — А здесь просто летишь». Но это все по благодати. Оставь меня здесь надолго, была бы та же борьба. Это все Божие утешение, которым будешь потом жить. Поэтому я старалась как можно больше всего запомнить и даже прихватила с собой диктофон, чтобы записать службу.

Пение здесь особое — дечанское. Наверняка многие из вас слышали молебный канон святому Стефану Дечанскому, пение которого очень ритмичное и даже, можно сказать, веселое. Оно вдохновляет и передает душе радость и бодрость.

Надо сказать, что на буднях обычно поет несколько человек. Интересно, что когда нужно петь стихиры, то поет их кто-то один (по очереди), кому определит уставщик, а вот уже когда наступает время основных богослужебных песнопений, таких как «Херувимская», «Милость мира», то подключается весь певческий состав. Тут уже можно услышать глубокий исон, который как-то по-особому влияет на душу, заставляет ее быть более сосредоточенной. Вообще, можно высказать предположение, что исон поэтому и появился в церковном пении, чтобы сделать молитву более собранной. Это было не какое-то искусственное украшательство, а духовная потребность. Люди стремились к глубокой внутренней молитве, поэтому всякое проявление страстности и эмоциональности мешало им услышать Бога в своем сердце. Поэтому византийская традиция пения так ложится на сердце — она делает его на службе свободным.

Интересно, что в Дечанах поет практически вся братия. Кстати, такого понятия, как клирос, у них нет. У них есть так называемые певницы. И что мне особо нравится в сербских монастырях — это то, что у них нет четкого разделения: вот мы клиросные, а вы все остальные. Певница объединяет всех, кто живет в монастыре. Конечно, это еще связано с тем, что численность насельников сербских монастырей небольшая, поэтому и есть возможность практически всем петь за богослужением. Поют они, в основном, традиционный сербский осьмигласник. Все восемь гласов не похожи один на другой, все достаточно сложные по мелодическому исполнению. Удивительно, как тонко каждый из гласов передает разные движения души. Гласы словно вступают в резонанс с душой молящегося, тем самым помогая глубже пережить содержание песнопений.

Тот день был днем памяти сербского святого преподобного Прохора Пчинского. На утрени совершался полиелей, во время которого поются особые псалмы и раскручивается большое паникадило в центре храма. А перед этим на паникадиле были аккуратно зажжены свечи, причем не все. Все зажигаются только тогда, когда совершается Всенощное бдение. Стоя на службе, я внимательно наблюдала за монахом-экклесиархом, как он в определенные моменты гасил или зажигал лампаду над царскими вратами, зажигал свечи. И все это он делал с благоговением. Самое главное то, что все это имеет свой определенный смысл. Например, в нашей русской церковной практике сохранилась


На службе причастниками были только мы с матерью Еленой. Это дало ощущение какой-то особой близости к Богу, личного общения с Ним: вот сейчас только ты и Бог. Для нас это явилось большим утешением и поддержкой. Я думаю, что Господь дает такие моменты каждому, чтобы мы потом могли этим жить и, вспоминая об этом, не унывать в трудную минуту.
устойчивая традиция гасить свечина время чтения Шестопсалмия, а после, на «Бог Господь», их вновь зажигать, но вот в Дечанах это происходит иначе. Еще интересный момент. Мы подумали: раз служится полиелей, значит, должно быть и помазание, как это бывает у нас. Но, к нашему удивлению, этого не произошло, а после пения псалмов стали читаться каноны. Читают братия достаточно быстро — не успели мы оглянуться, как приблизилось начало Литургии. Тоже интересная особенность. Антифоны и блаженны у них, в основном, читаются, что нам достаточно непривычно слышать. Особый отпечаток на душе оставила Херувимская песнь. Пел ее один монах — отец Лука. Его голос на фоне глубокого исона звучал очень проникновенно. После службы еще долго в сердце слышалось его пение.

После Литургии нас пригласили на обед. Надо сказать, что в Дечанах трапеза совершается два раза в день: после Литургии и перед вечерней службой. Особо надо упомянуть о трапезе и трапезной. Готовят братия сами. Получается это у них очень вкусно и, я бы сказала, изящно. Продукты, в основном, все свои. Очень вкусный хлеб, особенно с кунжутом. Выпекается он в виде небольшой круглой булочки. Есть у братьев очень вкусное блюдо, похожее на наш кефир, но более густое. Подается оно в небольшой супнице. Рядом кладется черпачок, чтобы удобнее было набирать. И, конечно же, дечанское вино… Оно прекрасно. Его здесь делают из собственного винограда, который в изобилии растет на монастырских землях.

В монастыре прекрасная трапезная. Когда в нее попадаешь, то создается ощущение, что оказался в каком-то средневековом замке. Все очень сдержанно и строго. В центре — длинный стол для братии, а по бокам — несколько столов для гостей обители.

Что нам очень понравилось, так это то, что у братьев есть живое чувство юмора. Пока все ждали начала трапезы, кто-то из них пошутил — и тут же все подхватили; и так это было живо, искренне, в простоте.

Из трапезной мы выходили в прямом смысле «под благословением». Следуя древней монастырской традиции, в Дечанах по окончании трапезы священник становится на выходе и, пока все выходят, держит благословляющую руку. Такой обычай существует и в греческих монастырях. Это придает трапезе особую торжественность и одухотворенность.

Ну а впереди нас действительно ждал благословенный день: нам предстояло побывать в монастырях Печка Патриаршия и Гориоч. Но самым главным впечатлением в тот день была вечерняя служба с пением канона святому Стефану Дечанскому. Этот канон — настоящее духовное украшение Дечанской Лавры. Он как бы венчает собой богослужебную седмицу и совершается каждую неделю по четвергам.

На эту службу приезжают верующие из разных мест Косово и Метохии. Мы даже встретили семейную пару из России, которая с дипломатической миссией пребывает в Приштине, столице Косово. Еще одним приятным моментом была встреча с Пегги, девушкой из Германии. В Косово она находится по службе в составе KFOR (международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово). Пегги пока не относит себя к какой-то определенной религии, но ее душа тянется к Богу. Она сказала, что когда приезжает в Дечаны на службы, то ее душа отдыхает, успокаивается. Девушка говорила, что ее очень тянет сюда, в монастырь, поэтому она при первой же возможности сюда приезжает. Мы рассказали ей о нашем монастыре, и она очень захотела к нам приехать. Мы очень надеемся, что духовные поиски Пегги приведут ее к Святому Крещению и она станет настоящей христианкой.

Интересно было наблюдать, как храм постепенно наполняется людьми в военной форме. Это миротворцы. Они считают своим долгом быть на каноне святому Стефану, хотя большинство из них католики. Дечанский монастырь, в основном, охраняют итальянские миротворцы. Им приходится очень тесно общаться с братией и решать многие вопросы вместе. Поэтому знание итальянского языка для дечанских насельников становится нормой.

Многие из миротворцев после службы в Косово берут своих близких и знакомых и приезжают в Дечаны снова. Монастырь для них становится родным. Даже были случаи, когда некоторые из них принимали Православие.

И так удивительно, что сейчас мы — русские, белорусы, сербы, итальянцы, немцы, — в далеком Косово под сводами древнего храма вместе молимся святому Стефану Дечанскому. Это промыслительно, что представителей разных

народов объединяет молитва на косовской земле к святому, которому от Бога дано дерзновение помогать людям сохранять мир и понимание между собой, а также примирять враждующих.

Канон святому Стефану служится на распев, на два клироса. Мы с матерью Еленой сподобились стоять за одной из певниц рядом с братией. Это было большой радостью для нас. Честно сказать, я еле сдерживалась, чтобы не петь вместе с братией. Внутри все переполняло радостью и благодарностью святому за то, что он снова сподобил побывать у него в обители.

После пения канона было помазание маслом из лампады перед ракой с мощами святого Стефана. Когда мы стали подходить к раке, братия стали пропускать нас вперед. Это выглядело очень трогательно. Создавалось ощущение, что мы оказались среди настоящих богатырей: большинство дечанцев высокого роста. И еще было чувство, что это как будто бы наши старшие братья, которые готовы защитить нас в любой опасности.

П


На следующий день нам предстояло покинуть святую косовскую землю. После Божественной литургии, испросив молитв и благословения у святого Стефана Дечанского, мы направились к монастырским вратам, где нас уже ждал отец Исайа. До машины нас провожал отец Петр. В благословение от игумена монастыря он передал нам две баночки дечанского меда. И вот мы, утешенные и ободренные, возвращались обратно. Наш путь снова лежал через Косовскую Митровицу. Но на этот раз мы ехали туда с другими переживаниями. Нас уже не
тревожили мысли о том, как там, «по ту сторону», потому что, несмотря на то что на косовской земле непростая ситуация и сербам приходится терпеть много скорбей, лишений, там сохраняются величайшие святыни православного мира. И так отрадно, что есть люди, которые преданы до конца своей земле и, несмотря ни на что, не оставляют ее.осле службы отец Петр с отцом Исаией пригласили нас на чай. Большим утешением для нас было то, что к нашему чаепитию присоединился отец Савва — игумен монастыря Дечаны. Господь так устроил, что мы смогли пообщаться не официально, а в простой непринужденной обстановке. Была возможность поговорить с отцом Саввой о монашестве, задать вопросы о внутренней жизни, которые волновали нас на тот момент. Наша беседа длилась часа два. Время пролетело мгновенно. Расставаться не хотелось. Душа жаждала услышать как можно больше из живого монашеского опыта. Мы были очень благодарны отцу Савве за то, что уделил нам внимание и своим словом вдохновил идти дальше по монашескому пути.

Мы возвращаемся домой… Впереди тысячи километров пути. Конечно, по-человечески тяжело было расставаться с сербскими святынями, постоянно вспоминаешь дорогие сердцу моменты. Но для святыни нет расстояний, она живет в сердце. А еще душу греет надежда, что через год мы также окажемся здесь, потому что будем стараться снова собрать пожертвования для монастыря Девич, чтобы хоть немножко поддержать наших сербских братьев и сестер.

Инокиня Иоанна (Панкова)

Оставить комментарий