В Пасхальные дни епископ Рашко-Призренский Феодосий дал небольшое интервью Радио Республики Сербской (Босния и Герцеговина). В беседе с корреспондентом владыка коснулся ряда актуальных вопросов жизни сербского населения на территории Косово и Метохии и деятельности Сербской Православной Церкви. Наиболее острые вопросы, которых коснулся Рашко-Призренский епископ, касаются продажи сербской земли и охраны святынь Сербской Церкви и мировой культуры. Эти трудноразрешимые вопросы являются одновременно и жизненно важными для бытия сербского народа и Церкви на Косово и Метохии.
С момента интронизации владыки Феодосия на кафедру в Призрене, произошло несколько знаменательных событий: вернулись к богослужебной жизни важнейшие храмы, в Призрене возобновилась церковная жизнь. Но, по-прежнему, не все так просто и легко. Своими мыслями на этот счет делится владыка Феодосий.
– Ваше Преосвященство, Вы вернули резиденцию вашей епархии в Призрен, возродили к жизни старое и важное место нашей истории, духовности и культуры. Можем ли мы сказать, что Призрен сегодня, спустя более десяти лет страданий, запустения, переселений и пожаров воскресает над всеми этими бедами.
– Воскресение церковной и духовной жизни в Призрене для всех нас – одно из крупнейших и важнейших событий в Косове и Метохии. Хотя сегодня там живет лишь 18 сербов. Они остались здесь и после 1999 года, живут вплоть до сегодняшнего дня. Очень мало тех, кто вернулся. Обновление наших святынь и возвращение епископской резиденции подобно возвращению души самому городу. Когда все было разрушено и не было богослужений, Призрен выглядел как совершенно чуждый город. Сегодня отреставрирован храм Св. Георгия, епархиальное здание, частично восстановлен храм Богородицы Левишкой и некоторые другие святыни. Если Бог даст, мы планируем отреставрировать семинарию и начать работу в ней, чтобы наши святыни снова засияли, и это новое качество, которого мы добились сейчас в городе, новый вид, новое лицо Призрена действительно заметили все, невзирая на то, сербы они, албанцы или турки. Это всегда был многонациональный город.
– Серьезные проблемы существуют или постоянно повторяются, недавно украдена часть кровли с храма Богородицы Левишкой, который находится под защитой ЮНЕСКО. Это произошло практически в присутствии Косовской полиции, охраняющей святыню. Сообщается об отзыве итальянского контингента КФОР, в связи с чем будут поставлены под угрозу Высокие Дечаны и Печская Патриархия. Как Вы смотрите на происходящее, есть ли у Вас решение для подобных случаев?
– Мы будем и дальше работать над тем, чтобы наши главные святыни охранял в первую очередь КФОР, особенно Печскую Патриархию, Дечаны и Девич, в то же время и самые небезопасные монастыри в Косове и Метохии. Богородица Левишка – кафедральный собор, находится в самом Призрене, и, к сожалению, защита КФОР сейчас невозможна, так как количество воинских частей уменьшено, а согласно общей директиве из Брюсселя защиту должны брать на себя местные силы безопасности, полиция. Следствие по краже олова с церкви Богородицы Левишкой продолжается, и когда оно будет закончено, я предложу, чтобы защиту осуществлял EULEX (международная полиция). Я надеюсь, что это будет дополнительно мотивировать косовскую полицию, чтобы та в будущем не допускала подобных промашек, так как это портит их репутацию, а международные силы очень чувствительны, особенно EULEX и КФОР. Если случается, что под их защитой будет украдена часть крыши, то кто-то из их официальных лиц может сказать, что возможно это ветер сорвал часть крыши или она украдена подрядчиками. Они постоянно ищут какое-то оправдание. Но мы будем стараться, и я надеюсь, что дела будут обстоять лучше и для нас, и для наших святынь.
– Мы не скажем ничего нового, если напомним, что в Косове и Метохии подвергаются наибольшей опасности лица не албанского происхождения. Отдельный вопрос, как сегодня найти подход и помочь настолько чувствительному, ранимому и оставленному человеку, как его сохранить в христианском единстве и как вселить в него надежду, чтобы тот боролся с проблемами и дилеммами, которые у него есть и которые ему навязывают. Одна из таких проблем, которая появилась давно и актуальна до сих пор, ― продажа сербской земли албанцам в Косове и Метохии. Как вы справляетесь с этими проблемами?
– Могу сказать, что это самый деликатный вопрос для всех нас. В целом, продажа сербских земель албанцам в Косове и Метохии – большая проблема, с которой мы сталкиваемся и стараемся найти способ решить ее. Особенно этот вопрос болезнен, когда некоторые сербы продавая свой участок ставят под угрозу других своих соседей сербов, которые хотят остаться жить на своей земле. Можно даже сказать, что это проявление эгоизма. Надо чтобы они знали, что продажа земли не принесет им счастья, их ближним, так как на чужом несчастье счастья не построишь. Это общее моральное правило, особенно для нас, христиан. Эти люди должны понимать, что эта земля Косово и Метохии в прошлом полита кровью, слезами и потом наших предков, которые были готовы отдать жизнь за нее, за наши святыни, а мы сегодня должны за всем этим следить, а ни в коем случае не продавать, тем более тем, от кого наши предки ее берегли. Особенно деликатно обстоит дело, если эта земля была церковной. Это часто случается, на что я всегда говорю тем людям, что они действительно не могут строить свое счастье на таком фундаменте, и должны хорошо знать, что деньги ― не самое важное, что это не единственное богатство. Все же, человек должен иметь мир в душе и жить в мире с собой и другими людьми, и лишь тогда это настоящее богатство.
– Ваше Преосвященство, сербы в эти годы между собой приветствовали друг друга словами: «В следующем году в Призрене». Сегодня, когда вы вернулись в Призрен, что мы можем сказать, может ли это приветствие стать и воскресным посланием нашим слушателям?
– Призрен – это наш Иерусалим, наш Константинополь. Это город царя Душана, со всеми своими святынями и красотами, поэтому мы по праву можем сказать, что Призрен – это наша душа, и мы так позиционируем себя, когда речь идет об этом городе. Слава Богу, мы вернулись в Призрен, но вся наша жизнь сегодня должна стать постоянным возвращением к нашему Косову, а прежде всего – Косовскому завету, которым наш народ дал обет Богу, что останется на пути Христовом, а это путь веры и порядочности и всего того, что хорошо. Возвращение в Призрен, по сути, имеет одно символическое значение для нас, особенно для тех, кто живет в Косове и Метохии. Это приветствие ― «В следующем году в Призрене» ― мы можем уподобить одному более общему приветствию: «В следующем году в Косове и Метохии», так как, возвращаясь к Косову, мы возвращаемся к завету святого князя Лазаря и ко всем тем ценностям, с которыми наш народ через Церковь Христову взошел на мировую арену. Так наш народ в истории оставил свое место и выжил на этой святой земле.
С сербского Анна Радун