– Когда я впервые посетил Высокие Дечаны, летом 1983 года, после окончания средней школы, то ощутил сильный Божий призыв, что свою монашескую жизнь, на которую я определился ранее, начал именно в Дечанском монастыре. Жизненные обстоятельства, но, прежде всего, Промысл Божий, привели меня снова в Дечаны, весной 1992 года, и с тех пор становятся моим постоянным монашеским домом – говорит в интервью сербской газете «Правда» епископ Рашко-Призренский Феодосий.
Начало архипастырского служения владыки в качестве нового правящего архиерея Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии ознаменовано возвращением епископской резиденции в древний Призрен. Настолонование нового епископа и первая после десятилетнего перерыва Рождественская Божественная литургия в городе, практически покинутом сербским населением, вселяет надежду на сохранение и возрождение святынь Косова и Метохии. Одной из главных задач Церкви и вверенной ему епархии владыка Феодосий считает всемерную поддержку сербского населения Края и создание условий для возвращения беженцев к родным очагам. Все это, по мнению архиерея, невозможно без соборного согласия и оживления духовной жизни.
О своих планах, надеждах и трудностях владыка беседует с корреспондентом сербского издания «Правда».
***
– Вас рукоположил в сан иеродиакона тогдашний епископ Рашко-Призренский, блаженно почивший патриарх Павел, в том же храме, где спустя 21 год Вы возведены на кафедру епископа Рашко-Призренского.
- В Соборном храме Святого Георгия в Призрене я принял первую степень священства и стал иеродиаконом. Сейчас это соборный храм епархии, в котором я не так давно принял должность епископа Рашко-Призренского.
Призрен – это место, где я по-особому ощущаю свое служение в Церкви. Это еще одна причина, по которой я особенно счастлив: резиденция епархии, спустя 11 лет, официально возвращена в Призрен. Возвращение епархии в Призрен – очень важный шаг для нашей Церкви. Это также свидетельствует нашему народу то, что мы остаемся с ним и там, где тяжелее всего. Судьба нашего народа в Призренском крае – это одно великое распятие. Но мы знаем, что после распятия неминуемо следует воскресение, и сегодня мы снова возвращаемся в Призрен, как в Сербский Иерусалим.
– На протяжении лет вы были для многих единственным гостем, помощью и утешением. Что является наибольшей проблемой и наибольшим вызовом для Вас?
– Монастыри, особенно на территории Косова и Метохии, сегодня играют особо важную роль и несут особую ответственность перед народом, который видит в них свою надежду и поддержку. Мы, как монахи, не имеем права предать эти надежды народа. Мы должны работать все вместе над усилением церковной и духовной жизни, в первую очередь, на приходах и в народной среде. Путем соборного единения народа надо трудиться, в первую очередь, над преодолением различных идеологических разделений, с которыми народ сталкивается годами.
С другой стороны, необходимо вложить много труда, чтобы Церковь помогла в смягчении тяжелой гуманитарной ситуации, а также помочь по мере сил тем, кто находится в тяжелом социальном положении, особенно вернувшимся сербам, которые сегодня пытаются начать новую жизнь на территории Косова и Метохии.
– Церковь вместе с верующими показала единство, духовную зрелость и ответственность на фоне неожиданного ряда событий, связанных с лишенным епископского сана бывшим владыкой Артемием. Каково сегодня положение в епархии? Есть ли «артемиевцы» в епархии и точно ли то, что эти люди, «лишенные священнического и монашеского чина», совершают «незаконные обряды»: служат литургии, причащают, крестят, венчают?
– Священство и верующие показали поистине великое единство и зрелость, так как не пошли на поводу у тех, кто на территории епархии Рашко-Призренской попробовал организовать раскольнический центр, последствием чего могло стать разделение Сербской Церкви и нашего народа.
В настоящий момент последователи монаха Артемия пытаются то здесь, то там внести раздор и распри, но в этом не имеют поддержки народа. Наш верующий народ, слава Богу, умеет отличить секту от Церкви, к которой принадлежит, и распопов от священников Христовых, поэтому я могу сказать, что их попытка разъединения Церкви, в сущности, не удалась. Церковь продолжает идти своей дорогой, а секты идут на задворки истории.
– Когда можно ожидать продолжение восстановления Призренской семинарии и просветительской работы в ней?
– В комплексе строений семинарии на данный момент восстановлено здание Симы Игуманова, а в плане – продолжение реставрации. Вероятнее всего, что сначала семинария начнет работать с первым курсом, чтобы впоследствии расширить деятельность.
– Сейчас вы трудитесь над восстановлением опустевших приходов. Сколько таковых в Косове и Метохии?
– Труднее всего обстоит дело в Метохии, откуда в послевоенный период уехало больше всего сербов. Печское архиерейское наместничество сейчас состоит из трех священников: в Гораждевце, Истоке и Осоянах. В ближайшее время мы постараемся открыть приход в Печи и закончить реставрацию храма в Джаковице, где с Божьей помощью откроем метох монастыря Дечаны. Сейчас мы начали возрождение приходской жизни в самом городе Призрене. На настоящий момент в епархии 52 священника и 5 диаконов. Надеюсь, что с течением времени у нас появятся молодые священники, которые помогут активизировать работе с народом.
– Вы отметили, что возвращение беженцев в Косово и Метохию и сохранение святынь – особо важные задачи для Церкви и государства. Есть ли у вас стратегия для их возвращения?
– Возвращение беженцев очень важно для будущего сербов на территории Косова и Метохии. Народы и святыни – наши главные приоритеты. Поэтому задача священников в народной среде, а монахов – в наших святынях, делать все, что в их силах, чтобы устояли эти два столпа сербского существования в Косове и Метохии. Ключ к возвращению – не только в безопасности, но и экономических условиях. Наряду с занятостью молодежи необходимы условия для обучения и городская инфраструктура. Большие инвестиции нашего государства и международного сообщества в развитие сербских областей в Косове и Метохии способствовали бы созданию лучших условий для жизни в Крае.
– К сожалению, вопрос безопасности сербских святынь и спустя 12 лет актуален. Слышит ли вас КФОР, когда речь идет о защите?
– Сейчас КФОР еще защищает наши самые значимые святыни: монастырь Печская патриархия, Дечаны и Девич. Условия для обеспечения безопасности остаются очень тяжелыми, и ситуация часто непредсказуема. У КФОР сейчас больше понимания после того, как мы обосновали свою обеспокоенность по этому вопросу, а процесс передачи функций охраны наших монастырей Косовской полиции замедлен.
– Вы встречались со многими важными фигурами мировой политики. Как они поняли и приняли ваши сообщения?
– Общее впечатление, что международные официальные представители намного лучше понимают интересы сербского народа при непосредственном контакте с людьми, без политики.
Нехорошо, когда к этим людям мы относимся с ожесточением, не зная конкретно, что хотим тем самым достичь. Тяжело вернуть вспять историю на несколько лет, и поэтому мы должны искать решения практических вопросов, а политические темы пусть решают политики.
Снежана Симич
Перевела с сербского Анна Радун
24 января 2011 года